СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная.
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
- Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»
- Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.
- Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении – со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании – со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.
- Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.
- Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики.
КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ
Существует ряд правил:
- не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
- прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
- попробуйте стать на место оппонента, посмотреть на проблему его глазами;
- не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;
- заставьте себя молчать, когда задевают в мелкой ссоре;
- умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
- признавайте достоинства окружающих во весь голос, и врагов станет меньше;
- если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.
КАК СПРАВИТЬСЯ С ДОЛГОВРЕМЕННЫМ СТРЕССОМ
Хронический стресс возникает обычно двумя путями: либо как следствие острой стрессовой ситуации, либо в результате действия незначительных, на первый взгляд, но многочисленных и "долгоиграющих" неприятных факторов (а часто – как разнообразные и самые причудливые комбинации всего вышеперечисленного).
В первую очередь надо ликвидировать, разрядить возникшую в коре головного мозга стрессовую доминанту или же создать новую, конкурирующую. В этом вам помогут:
Различные методы расслабления, релаксации:
Именно умение расслабиться является основой снятия стресса. Смысл расслабления (релаксации) – снять физиологическое и психологическое напряжение.
Существует много типов и приемов релаксации, вы без труда найдете в Интернете их подробные описания. Отметим следующие методы релаксации:
- медитация;
- мышечная релаксация;
- массаж;
- баня, сауна;
- аутогенная тренировка;
- йога.
Спорт. Упражнения должны быть достаточно трудными, чтобы адреналин, накопившийся при стрессе, израсходовался целиком. Если физические нагрузки будут недостаточными, в крови останется избыток адреналина, значит, останутся раздражительность и злость. Но и не переусердствуйте: сверхнагрузки для неподготовленного человека могут плохо закончиться.
Общение с близким человеком поможет, во-первых, "излить душу", т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на другую тему; в-третьих, совместно поискать пути к благополучному разрешению ситуации.
Захватывающие игры, в том числе компьютерные.
Шоппинг. Для тех, кто любит походить по магазинам, поглазеть на товары - прекрасный метод. Главное даже не купить нужную вещь, а смотреть, выбирать и наслаждаться самим процессом.
Переключение на любимое дело, хобби. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Очень полезно иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.
Другие способы отвлечься (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма).
Расслабившись, успокоившись, отогнав от себя тяжелые мысли и переживания, переходите к самому главному: анализу причин стресса и поиску путей выхода из создавшейся ситуации.
Все способы борьбы с хроническим стрессом можно свести к двум вариантам: надо изменить либо ситуацию, либо свое отношение к ней.
Лучший способ избавиться от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Устранив хотя бы некоторые, даже мелкие, факторы хронического стресса, вы почувствуете значительное улучшение.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ
Помните, что этим детям свойственны страхи тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрия за своё здоровье и здоровье родных. Появляется навязчивость и чрезмерная мнительность. Им важно, как они выглядят в глазах других в неудобных, стыдливых ситуациях; они испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Они склонны к суицидам.
Застенчивые дети очень внушаемы, поэтому:
- Не ставьте их в позицию неопределённости, неизвестности.
- Не включайтесь в игру их болезней, давайте им работу, когда они здоровы.
- Включайте их в общественные посильные дела.
- Хвалите их за самостоятельность.
- Стимулируйте их личную ответственность.
- Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте. Отношения с застенчивым ребёнком должны быть ровные, открытые. Он должен понимать Ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относите к его поступку, а не к личности. Вы должны успокоить ребёнка.
- Если уровень притязаний ребёнка завышен, то помогите найти адекватный.
- Будьте осторожны с передачей стрессовой информации . Не допускайте, чтобы ребёнок выбегал из класс – это опасно. Сразу же следуйте за ним. Даже когда он расстроен, не выводите его из класса. Освободите на время его от работы – дайте ему время успокоиться.
- Позволяйте иногда отвечать ему с места или письменно.
Как правило, эти дети из семей с высокой моральной ответственностью. И для этих детей самое страшное – ошибиться или подвести кого-либо. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
- Агрессивные дети часто бывают вооружены.
- Никогда не оскорбляйте их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова – это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении всё, на что они способны.
- Ведите общение на равных, но не впадайте в зависимость от них. Лучше несколько дистанцироваться от них.
- Не боритесь с ними в открытую, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать их особенности и бурные реакции.
- Останавливайте их спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
- Обсуждайте их поведение только после их успокоения.
- Не отвергайте их, т.к. они очень мстительны.
- Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение.
- Наделите агрессивного ребёнка какой-либо ответственностью в школе.
- Учитывайте, что перед сильными у агрессивного ребёнка появляются в поведении элементы раболепия, а перед слабыми агрессии.
- Не угрожайте и не шантажируйте агрессивного ребёнка, т.к. в какой-то момент это перестаёт действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
- Воинственность ребёнка можно успокоить своим спокойствием.
- Не разряжайте своё плохое настроение на таких детях.
Найдите повод похвалить их, особенно спустя некоторое время после наказания – дети убедятся, что претензии были не лично к ним, а к их поступкам.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ С ИСТЕРИЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ
- Игнорируйте истерические реакции.
- Предупредите класс, чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики.
- Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения.
- Не стремитесь угодить.
- Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение – ему этого и надо (подсознательно).
- Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
- Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания.
- Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний.
- Этот ребёнок требует много льгот для себя.
- Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен входить в доверие.
- Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность, не делайте замечания постоянно – за несколько поступков – одно замечание/наказание.
- Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
- Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью)
- Если ребёнок осознал свой проступок, то с побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся.
- Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины.
- Ужесточить режим, пресекать бесцельное время препровождение.
- Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным.
- Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое.
- Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
- Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЗАМКНУТЫМИ (АУТИЧНЫМИ) ДЕТЬМИ
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, боязнь мира). Они склонны к развитию логического мышления, но у них отсутствуют широкие познавательные интересы. У них нетипичные интересы: о строении мира, о потустороннем мире… Эти дети любят много читать, у них развита речь, но часто она формально. Негативные черты: эмоциональная холодность, эмоциональная тупость, не испытывает большой привязанности к родителям; не интересуется мнением других, безразличен к внешнему миру. Эти дети способны на странные поступки, у них притуплённое самосохранение. У этих детей нет друзей, они подчиняются другим, не смотрят в глаза.
В работе с такими детьми надо опираться на их сильные стороны. Морали на них не действуют вообще, ничего им не навязывать, самим приспособляться к ним.
- Не призывайте их к совести, не читайте морали.
- Учитывайте наличие страхов методом наблюдения, особенно анализом рисунков; определите тематику страхов, потом прорисуйте их: из страшного сделайте смешное. Страх у этих детей сопряжён с любопытством – помогите преодолеть эту проблему.
- Помогайте им в развитии речи, внимания, моторики, в формировании навыков ИЗО.
- Смягчите общий эмоциональный дискомфорт, тревожность.
- Стимулируйте психическую активность, направленную на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Учитывайте их интерес к точным наукам.
- Учитывайте парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.
- Выделяйте его поведение, как отличное от других и в то же время дайте ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ
- При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
- Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- При опросе создаются специальные ситуации успеха.
- Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.
- В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.