ДЛЯ ДУШИ И УМА

ДЛЯ   ДУШИ   И   УМА

 

Какими бы хорошими не были детские садики и школы, родителям всегда хочется дать своему ребенку качественное дополнительное образование.

Каждому хочется видеть свое чадо разносторонне развитым и образованным.  «Мы ходим в художественную студию и на ритмику»,- рассказывает одна мама. «А мы записались в музыкальную студию, на танцы и шахматы…» - вступает в разговор другая. Возможностей сейчас много, и легко растеряться. Если вы затрудняетесь в выборе, лучше вначале выяснить, что именно дадут те или иные занятия вашему ребенку.

         Музицируем и поем.

Одна из главных задач музыкального образования – привить ребенку интерес к миру музыки, научить чувствовать ее красоту и гармонию. Наибольшей популярностью в этой области пользуется вокал (пение) и игра на музыкальных инструментах. Занятия вокалом могут быть индивидуальными и коллективными – хоровое пение, ансамбль фольклорной или народной песни. Среди музыкальных инструментов лидируют гитара и фортепиано.

В первую очередь музыкальные занятия помогут ребенку развить слух, навыки игры на инструменте и чувство ритма. Вместе с этим музыка позволяет выразить настроение и чувства, не прибегая к словам – это особенно важно для детей, которые испытывают сложности в общении, замкнуты или склонны к частым переживаниям. Подростки найдут в музыке широкие возможности для самовыражения и творческого поиска.

Занятия также помогают освоить еще один важный навык – умение справиться со своими эмоциями. Музыка может стать незаменимым помощником, когда необходимо успокоиться, снять стресс или создать нужное настроение. Кроме того, в результате певческих упражнений ребенок овладеет полезными дыхательными навыками. Хоровое пение также «показано» детям с логопедическими нарушениями.

Как правило, заниматься на фортепиано приглашают в возрасте от 4-5 лет, в хоровые студии – с 5-6 лет. Однако многое зависит от уровня развития и способностей конкретного ребенка.

Танцуют все.

Основная польза танцев, хореографии и ритмики – хорошая общая физическая подготовка. Другие немаловажные плюсы этих занятий – развитие двигательных навыков и координации движений, умение владеть своим телом и формирование правильной осанки. Кроме того, танцы «для удовольствия» - отличный способ снять физическую и психологическую усталость, а также повысить общий тонус организма.

В парных танцах ваш сын или дочь научится предугадывать движения партнера, подстраиваться под общий ритм танца, помогать друг другу – а чем это не развитие навыков общения и работы в коллективе? Ведь зачастую вместе танцуют несколько пар, а успех зависит от слаженности их совместного движения.

Танцы полезны детям, которые чувствуют себя скованно в общении с другими, так как позволяют расслабиться и снять излишнее напряжение. Детям же, которых обычно называют «расторможенными», танцы помогут научиться направлять их бурную энергию в мирное русло.

Студии хореографии, ритмики и бальных танцев могут принимать детей с 3-4 лет, эстрадного танца – с 7 лет. Для подростков можно найти нечто более оригинальное: театр моды, театр-студия (сочетание танцевального и художественного направления, элементы актерского мастерства), эстрадно-спортивный танец.

Палитра красок.

Рисование – такая же неотъемлемая часть жизни ребенка, как игра. Поэтому занятия в изостудии наверняка доставят удовольствие вашему сыну или дочери. Погружение в мир живописи позволит детям развить художественный вкус, кругозор, воображение, познакомиться с основами изобразительного искусства, пробудить интерес к творчеству.

Покрывая лист бумаги рисунками, ребенок познает окружающий мир и себя самого. Изобразительное творчество позволяет автору выразить свое настроение, передать свое собственное видение того, что происходит вокруг, воплотить на бумаге свои мечты и фантазии. Кроме того, рисунок может стать важным терапевтическим средством: в процессе рисования ребенок заново переживает прошлые события, осмысливает их, ищет способы выхода из сложившейся ситуации. Студии живописи принимают детей, начиная с 3-4 лет, однако в некоторых местах начальная возрастная планка несколько выше – 5-7 лет.

Золотые руки.

Начнем с декоративно-прикладного искусства. Сюда относятся: основы кройки и шитья, конструирование одежды, вышивание, вязание крючком и на спицах, изготовление мягкой игрушки, макраме, бисероплетение, изделия из кожи, лоскутная мозаика, резьба по дереву, керамика и многое другое.

В первую очередь все эти занятия предоставляют ребенку возможность творить и создавать вещи своими руками. У ребят развиваются художественные способности, глазомер, мелкая моторика и координация движений, пространственное мышление, внимание и воображение. Однако важен и другой момент: «ручные» занятия учат планировать свою работу, действовать по задуманной стратегии, рассчитывать силы и возможности. Эти занятия приучают быть усидчивыми, верить в успех и полагать только на свои силы.

Последнее, особенно важно, для тех детей, которые не могут добиться успехов в учебе. Неудачливый в школьных науках ребенок может компенсировать это «ручными» умениями и оригинальными творческими идеями в кружках. Кроме того, многие прикладные искусства (бисероплетение, макраме) развивают необходимые учебные навыки, например умение работать по образцу.

В эти студии обычно принимают детей от 7-8 лет: здесь необходимо владеть хотя бы начальными навыками чтения и счета, а также «орудиями труда» - ножницами, иголкой и другими.

Весь мир – театр?

Даже если ваш ребенок никогда не станет актером, занятия в театральной студии он будет вспоминать с удовольствием. Участие в драматических постановках развивает кругозор, интерес к различным направлениям литературы и искусства в целом, учит работать в команде. Кроме того, занятия принесут ребенку пользу в развитии навыков общения: научат держаться на публике, помогут преодолеть застенчивость, скованность, невыразительную речь.

Игра в спектаклях – возможность побыть в «шкуре» самых разных людей и познакомиться с различными характерами. Это поможет ребенку не только лучше познать себя самого, но и научит разбираться в чувствах и поступках других людей. Попутно ваш сын или дочь расширят свой собственный ролевой репертуар, и приобретенная гибкость в поведении поможет им с честью выйти из любой ситуации.

Куда податься малышам?

Если вашему малышу исполнился годик, лучше искать не кружок конкретного направления, а студию раннего развития или развивающих игр. Занятия в подобных группах комплексные: программа упражнений и игр помогает умственному, физическому и художественному развитию. Например, пальчиковые игры развивают мелкую моторику (работу мышц кисти) и координацию движений, что стимулирует мыслительные процессы. Помимо пальчиковых игр, малыш будет заниматься лепкой, аппликацией, рисованием и другими видами деятельности, которые развивают внимание, восприятие и логическое мышление. Можно организовать такие занятия и дома, вооружившись литературой, но хватит ли у мамы на это терпения и последовательности?

Из методик раннего развития и обучения большой популярностью пользуются кубики Зайцева (быстрое и игровое приобщение к чтению, математике, иностранному языку). Занятия по системе Монтессори (саморазвитие ребенка с помощью специально организованной окружающей среды, уникальных учебно-практических пособий); освоение грамоты и инциклопедических знаний по методу Глена Домана; дидактический материал супругов Никитиных и множество других.

В общем, можно сказать, что группа раннего развития – это базовый курс, после которого вы сможете определиться со своим дальнейшим выбором в плане кружков и студий. Кроме того, на групповых занятиях малыш получит первый опыт адаптации не только к окружающему миру в целом, но и к миру людей – детей и взрослых.