Программа патриотического воспитания РБ

Проект

 

ПРОГРАММА

патриотического воспитания населения

Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы

 

  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Актуальность разработки Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022 – 2025 годы (далее – Программа) обусловлена геополитическими вызовами, необходимостью своевременного укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь посредством консолидации общества и народного единства.

Настоящая Программа носит концептуальный характер, патриотическое воспитание населения обеспечивается системой целенаправленных мер мировоззренческого, идеологического, правового, политического, информационного и организационного характера, подкрепленных конкретными мероприятиями.

Система мер по формированию у граждан высокого патриотического сознания, преданности Родине, готовности к выполнению гражданского долга по ее защите реализуется органами государственной власти, местными исполнительными и распорядительными органами, общественными организациями и формированиями, субъектами хозяйствования всех форм собственности.

Патриотизм является фундаментом государственности, строящейся на формировании у каждого человека чувства преданного, бескорыстного служения своей стране и гражданской приверженности своему государству.

Патриотическое воспитание – процесс, основывающийся на патриотических ценностях. Патриотическим ценностям свойственна направленность на установление и укрепление начал общности и консолидации, на осознание единства общественных и государственных интересов.

К патриотическим ценностям относятся:

малая родина (пространство социального взросления), Родина (место рождения человека, страна, в которой он родился, культурно-историческая среда, созданная предками);

преемственность поколений, нация;

государственность, государственный суверенитет Республики Беларусь;

государственная символика Республики Беларусь (герб, флаг, гимн);

историческая память, национально-культурная идентичность, социальная и религиозная толерантность;

национальная культура, поликультурность.

Патриотическими ценностными ориентациями, формируемыми у населения, являются:

любовь к Родине, малой родине, уважение и защита Отечества, знание национальной (отечественной) истории;

служение народу;

единство современной белорусской нации, понимание национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации белорусского общества;

знание исторических форм государственности на территории Беларуси и национальной белорусской государственности, готовность к защите и укреплению государственного суверенитета Республики Беларусь;

наполненность коллективной исторической памяти и национального самосознания конкретными содержательными маркерами, уважительное отношение к представителям различных конфессий, национальностей, социальных групп;

знание наиболее значимых достижений и традиций национальной культуры, уважение культуры национальных меньшинств.

Представители всех слоев белорусского общества и всех возрастных групп населения Республики Беларусь должны обладать ценностно-мировоззренческими ориентирами, научными представлениями об идеале общественного устройства, пониманием важности и ценности патриотизма.

Программа в рамках соблюдения принципа преемственности согласуется с актами законодательства, ориентированными на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Принципы реализации Программы:

принцип научности – применение научного подхода к изучению, анализу и прогнозированию патриотического воспитания населения, привлечение ученых к разработке проектов нормативных правовых актов в данном направлении;

принцип системности – обеспечение взаимосвязи разных направлений патриотического воспитания и скоординированной работы всех структур и субъектов по их реализации;

принцип интеграции – скоординированная деятельность и межведомственное, межсекторальное взаимодействие всех органов государственной власти, общественных объединений и формирований, бизнес-сообщества;

принцип непрерывности – осуществление непрерывной деятельности по патриотическому воспитанию с учетом сформированных у населения личностных качеств;

принцип преемственности – адаптация направлений и форм патриотического воспитания на всех этапах становления личности;

принцип дифференциации – ориентация на профессиональные и иные интересы личности с учетом возраста, социального статуса, образования, места работы и т. д.;

принцип объективности – использование выработанных и верифицированных социально-политической практикой суверенной Беларуси устойчивых исторических трактовок, минимизирующих влияние личностных субъективных факторов.

Приоритетными направлениями патриотического воспитания являются:

духовно-нравственное – сохранение и обеспечение преемственности между поколениями системы традиционных ценностей белорусского общества, принятие, следование им в личной и общественной жизнедеятельности;

историко-краеведческое – популяризация отечественной истории, распространение научно-обоснованной информации об историко-культурном наследии, боевых подвигах и трудовых свершениях белорусского народа, важных исторических событиях, памятных местах, их роли и значимости в становлении белорусской государственности в целях формирования основ гражданственности и патриотизма, осознания исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве, популяризация внутреннего и въездного туризма;

культурно-патриотическое – популяризация культурного наследия Беларуси, его сохранение, осознание ценностей поликультурности и толерантности, привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов Республики Беларусь;

военно-патриотическое – осознание каждым гражданином своей роли и места в служении Родине и государству, формирование готовности к выполнению конституционной обязанности по его защите;

спортивно-патриотическое – формирование физически и духовно развитой личности, морально стойкой, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания;

профессиональный патриотизм – формирование добросовестного отношения к работе в избранной сфере деятельности, стремления к достижению значимых профессиональных результатов, развитие компетенций, творческих способностей и инициативы, способности применить профессиональный опыт и любовь к своей профессии на благо обществу, Родине, профессиональному сообществу и организации (учреждению);

волонтерская деятельность патриотической направленности – развитие добровольческих инициатив, ориентированных на формирование альтруизма, взаимопомощи, укрепление гражданственности, сохранение исторической памяти.

Основными формами реализации направлений патриотического воспитания являются традиционные, зарекомендовавшие себя как устойчиво эффективные, и инновационные формы, которые позволяют использовать онлайн-вовлеченность населения, в том числе:

форумы, конференции, открытые диалоги, общественные приемные, круглые столы, семинары, акции;

встречи с представителями органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественными деятелями, сотрудниками правоохранительных органов и Вооруженных Сил Республики Беларусь, ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил Республики Беларусь;

тематические экскурсии в государственные органы и организации;

дни открытых дверей (экскурсий) в воинских частях;

мероприятия по благоустройству памятных мест и воинских захоронений;

военно-патриотические клубы, классы;

военно-исторические походы, авто- и велопробеги, экскурсии по местам боевых сражений и трудовой славы, к памятникам и памятным знакам на местах крупных боев;

туристические слеты трудовых коллективов, спортивные конкурсы и спортивно-массовые мероприятия;

игровые формы (квесты, исторические реконструкции, др.);

выставки (выставочные комплексы) патриотической и военно-патриотической тематики;

медиакоммуникативные технологии.

Реализация направлений патриотического воспитания предполагает вариативное использование методов работы в зависимости от решаемых задач, обобщение опыта и внедрение передовых методик в практику.

 

  • ПАТРИОТИЗМ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Программа разработана на основе статистических данных, научных исследований, актов законодательства с учетом результатов социологического опроса населения, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в 2021 году, а также аналитических материалов, подготовленных Белорусским институтом стратегических исследований.

На 1 января 2021 г. в Республике Беларусь, по данным Национального статистического комитета, население страны составляет 9 349 645 человек.

Результаты социологического исследования демонстрируют, что Республика Беларусь у ее жителей ассоциируется преимущественно с Родиной (56,2 %), страной, в которой они живут (47,9 %). При этом респонденты старшего поколения (65 лет и старше) чаще, по сравнению с другими возрастными группами, выражают любовь к своей стране и ассоциируют ее с землей, которую защищали деды и прадеды (46,0 %).

Патриотизм неразрывно связан с идентичностью – чувством коллективной принадлежности (к стране, народу, этносу и т. д.) и готовностью действовать во благо страны. Отличительной чертой белорусского патриотизма является фокусировка на настоящем, что делает его главным связующим звеном между образами прошлого и будущего страны. Главными объединяющими белорусское общество факторами выступают место проживания, общие традиции, обычаи, менталитет, гражданство. Быть патриотом – значит любить Беларусь (50,8 %), жить и работать в своей стране для ее благополучия (31,8 %), любить белорусский язык и культуру (27,2 %), а также уважать государственные символы (23,3 %).

По результатам исследования, более половины белорусов (58,3 %) назвали себя патриотами, 24,6 % затруднились ответить. Обращает на себя внимание тот факт, что 17,1 % опрошенных не считают себя патриотами Беларуси. Наблюдается зависимость выраженности патриотизма от возраста: старшее поколение (старше 65 лет) чаще относит себя к патриотам (на 17,4 %), чем респонденты младше 25 лет.

Так как патриотизм сопряжен с понятием гражданственности, для белорусов в первую очередь важно иметь гражданские права и свободы (48,7 %), белорусское гражданство (40,8 %), быть ответственными за судьбу Беларуси (25,1 %), иметь активную гражданскую позицию (24,8 %), ощущать чувство единства со своим народом (23,8 %).

Государственная символика как главный символ идентичности белорусов воспринимается в качестве таковой преимущественно представителями поколения старше 65 лет (52,7 %). В возрастной группе до 25 лет она значима для 35,4 % респондентов.

Угрожающей тенденцией являются попытки деформации исторической памяти как результата умышленного и целенаправленного искажения истории, навязывания чуждых смыслов и интерпретаций, политизации ключевых событий и дат. Вместе с тем, вопреки неоднократным попыткам подвергнуть ревизии историю страны, центральное место в ее исторической памяти занимает Великая Отечественная война. События войны вызывают наибольший интерес, День Победы (9 мая) является значимым для большинства граждан. Война воспринимается современниками как великая Победа, героический подвиг и тяжелые испытания советского народа, а вклад белорусского народа в Победу выступает главным предметом национальной гордости (44,2 % респондентов).

Учитывая, что современный мир развивается в условиях бурного роста информационных технологий и усложняющегося медиакоммуникативного пространства, также изменяется и понимание традиционных ценностей, которые лежат в основе национальной идентичности. Основой идентичности белорусов выступает привязанность к своему дому и малой Родине, чувство общности с людьми, проживающими на одной земле и объединенными горизонтальными (семейными, соседскими, дружескими) связями и схожим укладом жизни. Белорусы осознают себя самостоятельной нацией, связывая начало белорусской государственности с обретением в 1991 году независимости.

В то же время граждане заинтересованы в сохранении созданного за годы независимости сильного государства-партнера, предоставляющего равные стартовые возможности для самореализации. Идеей, способной сплотить народ Беларуси, общество, в первую очередь считает идею «дабрабыта»: расширения границ комфорта, повышения благосостояния и качества жизни.

Результаты социологических исследований и аналитические материалы позволяют определить целевую направленность Программы: создание и практическая реализация комплексной системы мер идейно-теоретического, просветительского и практико-воспитательного характера по формированию духовно-нравственных основ культуры патриотизма и гражданственности современного человека, отвечающей национально-государственным интересам в сфере социального, культурного, идеологического, духовного развития. Функционирование этой системы должно базироваться не только на традиционных культурно-исторических и нравственных ценностях, но и отвечать тенденциям формирования высокоинтеллектуального общества, коррелировать с достигнутым современным обществом интеллектуально-технологическим уровнем, соответствовать приоритетам государственной политики.

 

  • ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

 

Цель программы – создание условий для консолидации населения Республики Беларусь через формирование и развитие преемственности поколений на основе патриотических ценностей.

Задачи программы:

обеспечение теоретико-методологического, научно-исследовательского и методического сопровождения программы патриотического воспитания населения;

актуализация нормативного правового регулирования патриотического воспитания населения;

совершенствование организационно-технического обеспечения патриотического воспитания населения;

совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы патриотического воспитания населения;

обеспечение реализации направлений духовно-нравственного, историко-краеведческого, культурно-патриотического, военно-патриотического, спортивно-патриотического воспитания, формирования профессионального патриотизма, развития волонтерской деятельности патриотической направленности;

развитие деятельности общественных, государственно-общественных объединений и формирований по патриотическому воспитанию;

совершенствование форм и методов патриотического воспитания населения;

совершенствование информационного обеспечения и медиапространства патриотического воспитания населения.

 

 

  • НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

 

Направлениями реализации программы являются:

4.1. научно-исследовательское сопровождение – проведение междисциплинарных научных исследований, подготовка статистических данных и разработка аналитических материалов для принятия научно-обоснованных управленческих решений в области содержательно-коррекционной работы патриотического воспитания населения.

Инструменты реализации:

проведение социологических исследований по вопросам патриотического воспитания населения с целью разработки критериев оценки патриотического воспитания населения;

проведение системных социально-психологических, политических, социально-экономических исследований патриотической направленности;

разработка теоретико-методологических оснований патриотического воспитания населения;

проведение конкурсов научно-исследовательских работ патриотической направленности молодых ученых и обучающихся;

проведение научно-практических форумов, конференций, круглых столов, семинаров;

4.2. научно-методическое сопровождение – разработка и применение современных методов патриотического воспитания населения.

Инструменты реализации:

разработка и издание методических рекомендаций по организации патриотического воспитания населения;

подготовка материалов для республиканских информационно-пропагандистских групп;

издание учебно-методической, научно-практической, художественной литературы по вопросам патриотического воспитания населения;

разработка учебно-программной документации, учебников, пособий, отражающих устойчивые исторические трактовки;

4.3. совершенствование нормативного правового регулирования патриотического воспитания.

Инструменты реализации:

актуализация нормативной правовой базы регулирования патриотического воспитания населения;

4.4. кадровое обеспечение – подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для системы патриотического воспитания.

Инструменты реализации:

разработка и реализация образовательных программ для:

руководителей, заместителей руководителей, курирующих идеологическую работу, специалистов идеологических отделов, специалистов по работе с молодежью, лиц, ответственных за идеологическую и воспитательную работу, военно-патриотическое воспитание в учреждениях образования и организациях, на предприятиях, специалистов, включенных в резерв руководящих кадров;

работников системы дополнительного образования взрослых;

членов информационно-пропагандистских групп;

молодежных лидеров, в том числе профсоюзного актива;

4.5. деятельность общественных объединений и формирований – активное включение общественных объединений и формирований в деятельность по патриотическому воспитанию населения, использование их потенциала с учетом актуализации роли республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание».

Инструменты реализации:

проведение форумов, открытых диалогов, патриотических конкурсов, акций и иных мероприятий патриотической направленности;

применение современных информационных технологий, в том числе виртуальной и дополненной реальности, при реализации своей деятельности;

создание современной атрибутики общественных объединений, в том числе в целях популяризации государственных символов Республики Беларусь;

фиксация, сохранение и распространение воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов локальных войн и конфликтов;

4.6. информационное обеспечение – использование медиапространства и цифровых технологий, позволяющих создавать медиаконтент патриотической направленности и сетевое взаимодействие представителей различных поколений.

Инструменты реализации:

проведение тематических пресс-мероприятий, освещение в интернет-пространстве и СМИ мероприятий по патриотическому воспитанию населения;

формирование образов национальных героев, исторических личностей, примеров для подражания через различный визуальный контент (иллюстрации, видеосюжеты, кинофильмы, кинолектории патриотической направленности);

создание и размещение тематических социальных роликов;

популяризация трудовых профессий, формирование представления о современном процессе производства товаров, развитие промышленного туризма;

использование уличной рекламы для повышения исторической грамотности населения;

активное информирование общественности о достижениях экономики, культуры Беларуси, формирование понятия о роли исторических личностей – белорусов в общемировой истории;

размещение информации о мероприятиях в сфере патриотического воспитания на официальных сайтах, в социальных сетях и мессенджерах организаций, предприятий и учреждений образования;

популяризация в СМИ эффективного опыта по патриотическому воспитанию;

проведение форумов молодых журналистов, в том числе по вопросам осуществления патриотического воспитания, через региональные медиаресурсы;

вовлечение блогерского сообщества в процесс патриотического воспитания населения, популяризация государственной символики Республики Беларусь;

распространение материалов по итогам блог-туров в социальных сетях и мессенджерах с использованием тематических хэштегов;

4.7. организационно-техническое обеспечение – координация действий органов государственной власти, бизнес-сообщества, общественных и общественно-профессиональных организаций; совершенствование содержания и способов организации работы в сфере патриотического воспитания для достижения соответствия результатов реализуемых отраслевых подпрограмм (планов) патриотической деятельности показателям реализации программы.

Инструменты реализации:

создание республиканского центра патриотического воспитания населения;

ресурсная поддержка деятельности учреждений образования и организаций, участвующих в реализации экспериментальных и инновационных проектов по внедрению в воспитательный процесс современных научно-педагогических достижений по проблемам патриотического воспитания;

учреждение почетных знаков для награждения активистов, принимающих участие в мероприятиях военно-патриотического воспитания и проявляющих активную гражданскую позицию, внесших личный большой вклад в работу по патриотическому воспитанию, проявление патриотизма в служебной, военной, трудовой и общественной деятельности.

 

  • МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Реализация Программы осуществляется на основе межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства, государственно-частного партнерства в решении задач патриотического воспитания населения.

Исполнителями Программы являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в рамках их компетенций, субъекты хозяйствования всех форм собственности, общественные организации и формирования (профсоюзные, женские, ветеранские, молодежные и др.).

Механизмами реализации Программы являются государственные программы, программы деятельности Правительства Республики Беларусь, программы развития отраслей и регионов на пятилетний период, акты законодательства.

Ежегодно всеми заинтересованными субъектами в рамках их компетенций разрабатываются и утверждаются соответствующие планы мероприятий по реализации Программы.

В целях реализации положений Программы исполнителями проводятся заседания коллегий министерств и ведомств, исполкомов, советы учреждений образования, собрания трудовых коллективов по вопросам патриотического воспитания. Осуществляется корректировка функциональных обязанностей руководителей и сотрудников всех уровней, отвечающих за идеологическую и воспитательную работу, военно-патриотическое воспитание.

Предусматривается усиление деятельности общественных организаций при реализации Программы посредством создания общественных советов, организации работы совещательно-консультативных органов, диалоговых площадок.

Координацию и выработку согласованных действий исполнителей, направленных на выполнение задач Программы, осуществляет Республиканский межведомственный координационный совет по патриотическому воспитанию населения как центральный постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, обеспечивающий:

контроль за реализацией Программы исполнителями;

разработку и внедрение системы отчетности о выполнении соответствующих планов мероприятий основными исполнителями и соисполнителями Программы;

мониторинг качества и эффективности реализации Программы и соответствующих планов;

совместно с основными исполнителями подготовку ежегодного доклада о состоянии патриотического воспитания населения в Республике Беларусь;

подготовку предложений о совершенствовании патриотического воспитания населения.

Положение о Республиканском межведомственном координационном совете по патриотическому воспитанию населения Республики Беларусь и его персональный состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Реализация Программы осуществляется за счет средств республиканских и местных бюджетов, средств, выделяемых на содержание государственных программ, иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.

 

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

В соответствии с целью Программы ее результатом будет являться создание комплекса научных, методических, нормативных, кадровых, информационных условий для консолидации населения Республики Беларусь через формирование и развитие преемственности патриотических ценностей между поколениями.

Показателями результативности реализации Программы выступают:

актуализированная нормативная правовая база сопровождения и регулирования патриотического воспитания населения;

разработанный механизм мониторинга качества и оценки эффективности Программы;

разработанная методика оценки сформированности у различных групп населения патриотических ценностей и ее динамики;

сформированность научного знания о теоретико-методологических основах патриотического воспитания населения;

междисциплинарные научные исследования, подготовленные статистические данные и аналитические материалы для принятия научно обоснованных управленческих решений в области патриотического воспитания населения;

результаты оперативных социологических исследований по вопросам патриотического воспитания населения;

методические рекомендации по организации патриотического воспитания населения, материалы для республиканских информационно-пропагандистских групп;

система информационно-методического обеспечения патриотического воспитания населения;

сформированные сообщества экспертов в сфере патриотического воспитания населения, готовые оказывать консультативно-методическую помощь разным субъектам и группам по вопросам, связанным с патриотическим воспитанием населения;

подготовленные и внедренные эффективные комплексы учебных и специальных программ, методик и технологий работы по патриотическому воспитанию населения;

информационная база сетевых ресурсов и сервисов для повышения эффективности реализации технологий патриотического воспитания населения;

повышение уровня осведомленности всех групп населения относительно всех направлений деятельности по патриотическому воспитанию населения;

повышение участия всех возрастных групп населения в мероприятиях по патриотическому воспитанию, формирование положительной мотивации к участию в социально значимой деятельности, в решении практических проблем в разных сферах жизнедеятельности общества;

увеличение количества молодежных инициатив, экспериментальных и инновационных проектов по патриотическому воспитанию;

повышение уровня осознанного отношения к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества;

повышение уровня информационной грамотности различных групп населения (формирование умений определять информационный запрос; осуществлять разные стратегии поиска информации; находить, проверять, сопоставлять, критически анализировать и оценивать информацию и ее источники; ответственно использовать информацию; осуществлять безопасное поведение в информационной среде).

Кумулятивным количественным показателем станет численность всех социально-возрастных категорий населения, охваченных мероприятиями Программы.

Выполнение показателей результативности реализации Программы определяется на основании тематических социологических опросов и исследований.

 

  • ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

  1. Создание и обеспечение функционирования Республиканского межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию населения.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Совет Министров Республики Беларусь.

  1. Совершенствование кадровой работы идеологической вертикали с внесением соответствующих изменений в функциональные обязанности работников и систему их подготовки.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Администрация Президента Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Мингорисполком.

  1. Разработка и внедрение системы социально-экономических, социально-психологических и политических исследований состояния патриотического воспитания населения.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Белорусский институт стратегических исследований, Министерство образования, Институт социологии Национальной Академии наук Беларуси.

  1. Изучение, обобщение, распространение и внедрение в практику передовых технологий работы по патриотическому воспитанию населения.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Национальная Академия наук Беларуси.

  1. Изучение практики применения нормативного правового регулирования патриотического воспитания населения с учетом международного опыта.

Сроки исполнения – 2022 – 2024 годы

Исполнители: Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Конституционный суд Республики Беларусь, Министерство юстиции.

  1. Разработка критериев, параметров и индикаторов оценки эффективности реализации Программы.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Национальная Академия наук Беларуси.

  1. Информационное сопровождение реализации Программы, в том числе за рубежом. Работа с диаспорами, популяризация национальных достижений на международных площадках.

Сроки исполнения – 2022 – 2025 годы

Исполнители: Министерство иностранных дел, Министерство информации.

  1. Актуализация национальной исторической политики в соответствии с требованиями современной социально-политической практики Республики Беларусь.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Национальная Академия наук Беларуси, Министерство образования, Министерство культуры, Высшая аттестационная комиссия, Государственный комитет по науке и технологиям.

  1. Разработка концептуальных основ национальной исторической политики Республики Беларусь.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы.

Исполнители: Национальная Академия наук Беларуси, Министерство образования, Высшая аттестационная комиссия, Государственный комитет по науке и технологиям.

  1. Научное обоснование и разработка национальной идеи Беларуси, основанной на системе нравственно-этических ценностей и их характеристик.

Сроки исполнения – 2022 – 2023 годы

Исполнители: Национальная Академия наук Беларуси, Белорусский институт стратегических исследований, Академия управления при Президенте Республики Беларусь.