ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные концептуальные подходы к образовательному процессу в Республике Беларусь требуют переосмысления традиционной системы взаимодействия учреждения дошкольного образования и начальной школы. Преемственность в образовании остается актуальной проблемой, являясь одним из ведущих дидактических принципов. Современные ученые-педагоги называют принцип преемственности наряду с принципами систематичности и последовательности одним из основных принципов организации педагогического процесса.
Преемственность между учреждением дошкольного образования и начальной школой должна оставаться двусторонним процессом, при котором дошкольное образование сохранит свою самоценность как основа формирования личностных качеств ребенка, а школа сможет развить выявленный в учреждении дошкольного образования потенциал учащегося.
В силу этого в науке разрабатываются вопросы полноценного проживания ребенком уникальной эпохи детства, в том числе, обеспечения преемственности в образовании и развитии детей в системе «детский сад – начальная школа». В проблеме преемственности можно выделить два аспекта: первый касается качественных изменений внутреннего и внешнего мира ребенка, обеспечивающих поступательность развития, второй – определяет единство ожиданий и требований детского сада и школы. Преемственность позволяет на дошкольном уровне образования сохранить самоценность дошкольного детства и сформировать фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного обучения в школе. С другой стороны, школа как преемник организует свою педагогическую практику, подхватывая достижения ребенка дошкольного возраста и развивая накопленный им потенциал.
Научные и практические исследования педагогов и психологов нацеливают на рассмотрение дошкольного и младшего школьного возрастов как единой эпохи детства и на очевидную необходимость объединения дошкольного и начального школьного периодов развития ребенка в разновариантную преемственную систему образования. По мнению А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина, дети дошкольного и младшего школьного возраста принадлежат одной эпохе детства и больше похожи, чем отличаются друг от друга.
Т. А. Ерахтина, исследуя теоретические основы управления процессом преемственности дошкольного и начального школьного образования, определяет преемственность как процесс, направленный на развитие и совершенствование какой-либо сферы человеческой деятельности (в частности образования), который представляет собой единство качественных и количественных изменений в системе. Эти изменения носят необратимый характер и способствуют появлению новообразований, связанных с ранее имеющимися признаками. Наиболее значимыми моментами осуществления преемственности между учреждением дошкольного образования и начальной школой являются: преемственность в содержании образования, в воспитании, здоровьесбережении, психическом и личностном развитии.
Т. С. Онискевич отмечает, что на современном этапе реформирования образования в нашей стране, когда в дошкольную и школьную практику активно внедряются новые технологии обучения, вариативные и альтернативные программы и учебники, особенно актуальным становится соблюдение преемственности в деятельности учреждения дошкольного образования и начальной школой. Перед педагогами встает проблема не только целей и содержания, но и методов и средств обучения, не только проблема усвоения знаний, интеллектуального развития детей, но и создания положительной мотивации к учению.
В образовательном процессе и учреждения дошкольного образования, и начальной школы могут быть использованы идентичные формы организации образовательного процесса, определяемые как способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.
В условиях преемственности форм обучения детей могут быть использованы:
- индивидуальные – педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);
- групповые– педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части; возможна смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем по частям;
- коллективные– совместное выполнение задания несколькими детьми;
- самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).
В учреждении дошкольного образования в качестве формы организации обучения с дошкольниками выступают занятия, экскурсии, дидактические игры/
Также следует отметить, что все виды деятельности ребенка, его повседневная жизнь выступают как формы естественного, органичного обучения дошкольников, освоения ими социального опыта.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования может находить свое отражение в следующих формах работы с детьми:
- совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр;
- ситуации общения и накопления положительного социального опыта (реально-практического, условно-вербального, имитационно-игрового характера), которые носят проблемный характер и воссоздают жизненную проблему, близкую детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие;
- творческая мастерская, которая предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений (результатом работы является создание книжек-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции и т.д.);
- музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия), предполагающая восприятие музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение с педагогом на литературном и музыкальном материале;
- сенсорный и интеллектуальный тренинг, в виде системы заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов, способов интеллектуальной деятельности (развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи);
- детский досуг, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения и отдыха (в соответствии с интересами и предпочтениями детей).
Все вышеперечисленные формы организации образовательного процесса детей могут быть реализованы в педагогической деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования и учителя начальных классов.
Условиями осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования в методах обучения ребенка старшего дошкольного возраста и младшего школьника - 6 летнего ребенка, как на ступени дошкольного, так и на I ступени общего среднего образования, выступают:
- единство их направленности на обеспечение сознательного и прочного усвоения знаний и умений,
- развития умственных способностей детей,
- субъектной позиции ребенка в детских видах деятельности,
- творческой активности детей.
Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на наглядные, практические, словесные, игровые методы (Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин и др.). Именно эти методы учитывают наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников и младших школьников. Данные методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
На ступенях дошкольного и I ступени общего среднего образования возможно единство в использовании методов воспитания детей, направленных на формирование социального опыта детей, основ нравственного поведения, отношений и представлений в процессе:
- бесед,
- сюжетно-ролевых игр;
- просмотра кинофильмов;
- организации творческих дел;
- посильного участия в социальных проектах и акциях,
- праздников,
- экскурсий,
- игр-путешествий и т.д.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования может прослеживаться в использовании педагогическими работниками образовательных моделей и технологий.
В системе дошкольного образования:
- технология процесса алгоритмизации предматематического развития (И.В. Житко);
- технология процесса воспитания гуманного отношения к природе (А.А. Петрикевич);
- технология процесса музыкального творчества развития ребенка (Л.С. Ходонович);
- технология процесса белорусскоязычного развития детей дошкольного возраста и обучения грамоте в учреждениях дошкольного образования с русским и белорусским языковыми режимами (Н.С.Старжинская);
- технология процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей (Л.Д.Глазырина);
- ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии;
- образовательная модель ”Первый шаг“.
Данные образовательные технологии могут быть использованы педагогическими работниками на учебных занятиях в школе.
Таким образом, преемственность в организации образовательного процесса дошкольного и начального школьного образования может осуществляться в формах организации образовательного процесса, методах обучения и воспитания, педагогических средствах и технологиях. Это предполагает создание новых методик, технологий, поиск новых средств обучения; выработку общих подходов к организации образовательного и воспитательного процесса в старших группах учреждения дошкольного образования и начальных классах, при которых обучение детей осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: развивающих игр, театрализации, художественно-продуктивной и музыкальной деятельности.
В свою очередь, образовательный процесс в начальной школе должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно-практической деятельности. Руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с привлечением методов и приемов дошкольного образования. Учитель должен учитывать возрастные особенностей детей младшего школьного возраста, обеспечить их достаточной двигательной активности, общением в формах «неурочного» типа с опорой на диалоговое взаимодействие.
Смолер Е.И.
Кандидат педагогических наук, доцент
БГПУ им. М. Танка, г. Минск