НАСТРОЙТЕ РЕБЕНКА НА УСПЕХ

НАСТРОЙТЕ РЕБЕНКА НА ВОЛНУ УСПЕХА

Нам родителям, всегда хочется, чтобы дети были удачливее нас. Но как это сделать? Как запрограммировать малыша на удачу?

         Не кажется ли вам, что постановка вопроса сама по себе слишком технична? Программирование – это обучение устройства действовать по шаблону и добиваться предсказуемого результата. Программу можно заложить в машину, которая является чистым листом. С человеком это невозможно, ведь даже младенцы имеют врожденные свойства, которые отличают их от других людей: строение психики, факторы здоровья, черты характера. Канадские ученые исследовали более 100 пар однояйцевых близнецов и выявили у 85 процентов огромное количество отличий, хотя, казалось бы, такие дети должны быть похожи друг на друга как две капли воды. Известный психоаналитик Станислав Гроф считал, что внутриутробная жизнь, роды и первый опыт «земной» жизни закладывает ядро личности человека: его умение реагировать на трудности, доверие к миру, оптимизм или пессимизм. Именно поэтому современная гуманитарная психология считает, что программирование должно быть сугубо индивидуальным. Причем задача родителей – прежде всего понять ребенка, его интересы и склонности и лишь после этого давать эмоциональную установку на успех. Иначе программа может «не прижиться» или даже навредить ребенку.

         На популярном уровне, проводя аналогии со сказками, о родительском программировании миру рассказал известный психолог Эрик Берн. В своей книге «Люди, которые играют в игры» он показал, как формируется жизненный сценарий человека. По его наблюдениям, многие слепо копируют жизненную программу своих предков или же «встраиваются» в чей-то сценарий. Недостатком такого образа жизни Берн считал то, что люди испытывают внутренний дискомфорт. Спасение он видел в психоанализе, который помог бы человеку понять, чего он хочет сам. Берн считал, что большинству родителей не мешает психологическая консультация, ведь, находясь в болоте собственного сценария, они не позволяют детям стать творцами собственной жизни.

         Второй распространенной ошибкой программирования психологи считают желание родителей воспитывать ребенка от противного: дать ему то, чего не хватало самим родителям в детстве, или же не делать того, что их травмировало. Если речь идет об отказе от такого зла, как побои или алкоголизм, то решение, безусловно, правильное. А вот когда дело доходит до: «Я не выучил английский язык, и у меня жизнь не сложилась. Так что ты должен обязательно это сделать» или: «Вот мне не разрешали ходить на танцы, а ты будешь обязательно ими заниматься», то это может привести к печальным последствиям. Психологи утверждают, что негативный опыт учит нас, как не надо, но не дает представления о том, как надо. Как в свое время заметил Михаил Жванецкий: «…в общем, жизнь моя, сынок, не удалась. Единственное, что у меня есть, - это жизненный опыт. И вот его-то я и хочу передать тебе…». Поэтому попытки воспитывать от противного закабаляют ребенка не меньше, чем жизненные сценарии.

         Третья проблема родительского программирования – это бездумное следование авторитетам. Школа требует – подчиняйся. Бабушка опасается – выполняй. Как показывают исследования, 70-80 процентов успешных людей были в детстве невыносимыми бунтарями. А школьные любимчики частенько прозябают на средненьких должностях и жалуются на постоянную депрессию. И дело здесь не в том, что учиться вредно. Просто ребенок, которого лишили воли, лишается самостоятельности и сметливости – во взрослой жизни ему приходится нелегко.

         Как видите, основные ошибки родительского программирования сводятся к тому, что ребенка вольно или невольно пытаются встроить в какую-либо систему без учета его интересов. Через эти преграды пробиваются только истинные бойцы, да и то с потерями по части самооценки или здоровья. Давайте же если уж программировать детей, то правильно.

         Шаг первый. Поймите, что ему нравится. Прежде всего, психологи советуют разобраться в интересах и склонностях ребенка. Причем делать это лучше всего с помощью специалиста, ведь сами родители в душе уже видят сына или дочку спортсменом, адвокатом, художником… Если ваш ребенок только что пошел в школу или же вовсе дошкольник, о профориентации говорить рано. Можно выбрать лишь направление интересной ребенку деятельности. За чем вам непременно следует понаблюдать?

         В каких занятиях ребенок неутомим? Обычно даже дошкольники проявляют свои склонности довольно четко. Можно заметить такие интересы: раскладывать и сортировать; организовывать игры; строить конструкции; лицедействовать… Будьте внимательны: записывать в художники всех любителей рисования – преждевременно. Посмотрите, что изображает ребенок. Творчество нередко просто способ выплеска эмоций.

         Что он делать не будет ни за что? Не надо связывать нежелание читать или заниматься спортом с ленью. Подыщите интересную для ребенка книгу, подходящий вид спорта (есть дети, не способные к каким-то групповым или индивидуальным видам, это норма).

         Психолог поможет правильно интерпретировать ваши наблюдения, а также дополнит их с помощью специальных методик. Начните развивать в ребенке именно то, к чему он склонен. Не надо бояться, что он вырастет лентяем, если не будет через силу делать то, что ему не удается. Стать специалистом в «чужой» области сложно, к чему же тратить на это драгоценные силы?

         Развивать способности ребенка – не значит отстранить его от других видов деятельности. Например,  способному к шахматам мальчику все же нужно ходить в школу и заниматься физическими видами спорта. Просто дайте возможность ребенку выбирать и старайтесь по мере сил поддерживать его увлечение морально и материально: покупайте и читайте вместе книги по любимой теме, посещайте музеи, ходите на спортивные матчи. «Побочным эффектом» от такого целевого развития будет ваше взаимопонимание.

         Шаг второй. Избегайте негативных установок. Психологи много работают с родителями для того, чтобы приучить их следить за своей речью. У кого из нас в сердцах не вырывалось: - Что ж ты ничего не соображаешь? – Ничего у тебя не получится!

         Опросы показывают, что около 90 процентов людей испытывают неуверенность в своих силах именно из-за подобных установок. Психоаналитики утверждают: у большинства неудачников есть своя «ключевая фраза», которую в подсознание заложили родители, и она давит на людей, когда им нужно принять решение.

         Научитесь «ловить себя» до того, как с языка сорвалась негативная установка, и говорите ребенку то, что думаете, спокойно, с помощью «я-сообщения»: «Я боюсь, у тебя ничего не получится, потому что я тоже два раза бросала секцию и так ничему не научилась». Такая форма «я думаю, я боюсь» воспринимается как информация о вас, а не программа для ребенка – это очень важно.

         Ограничьте указания с частицей «не». Приучите себя вместо «не шали» говорить «веди себя спокойно». Специалисты утверждают, что примерно в 95 процентах случаев дети не слышат «не» и не воспринимают программу. К тому же указание «что делать» всегда понятнее, чем «чего не делать».

         Шаг третий. Говорите с ребенком на одном языке. У людей есть сильные и слабые каналы восприятия информации. Кому-то проще воспринять установки в форме устного логического довода. Кто-то предпочитает яркий эмоциональный пример. Иные дети набираются знания только из личного сенсорного опыта. Понаблюдайте за ребенком: возможно, вы с ним говорите на разных языках? Классический пример – такой анекдот: «Мама: «Сынок, давай, я в тебя верю!» Сын: «Мама, верят в то, чего не существует. А я – существую». Мама оперировала эмоциями, а ребенок – логикой. Ей следовало сказать: «Ты хорошо подготовился к соревнованию, я уверена: ты победишь».

         Как ребенок пытается добиться от вас чего-либо? Ласкается, убеждает, воздействует эмоциями. Постарайтесь перенять его «язык». Эмоциональному ребенку в красках распишите, как им будут все восторгаться. Логику объясните причины и следствия его поведения и ответьте на бесконечные «почему?» и «а если?». Деятельному ребенку дайте «пощупать» результат усилий, трудитесь вместе с ним. Решение «языковой проблемы»  - путь к успеху.

         Шаг четвертый. Подавайте пример. Даже если вы выяснили, что у вас и вашего ребенка диаметрально противоположные интересы и разные «языки», это вовсе не значит, что вы не сможете настроить его на успех. Известный психоаналитик Франсуаз Дольто в своей книге «На стороне ребенка» писала: «самое лучшее, что родители могут сделать для сына или дочери, - это показать, что они очень счастливы». Так что личный успех родителей и близких людей лучше всего дает ребенку веру в то, что успех возможен. Пожалуйста, будьте счастливы!