Особенности переходного периода

Особенности переходного периода из начальной школы
в среднее звено

 

Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов: методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития, отношения с педагогом, родителями. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребёнка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям.

Важный период школьной жизни – переход из начальной в среднюю школу. Происходит смена статуса: в начальной школе они были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в положении самых маленьких. Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который необходимо быстро усваивать: то, что раньше давалось легко, теперь может потребовать больших усилий и навыков.

Родители также ждут перемен, особенно те, кто был неудовлетворен учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему и эти ожидания вольно или невольно передаются детям, и они тоже начинают ждать «новой жизни». Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности и ответственности, однако от этого не следует ожидать больших перемен.

Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе и практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью самостоятельно работать и на уроке и дома, но практика показывает, что это не всегда так и поэтому этот период справедливо считается кризисным, как для ребенка так и для родителей и учителей. Но именно сейчас ребенку необходима помощь, так как есть еще время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы, а зачастую раскрыть новые свои возможности и, возможно, по-другому выстроить свои отношения с педагогами и сверстниками.

Переходный период неизбежно связан с временным снижением успеваемости, временем на приспособление к новому темпу и стилю жизни, внешними изменениями, совпадающими по времени с началом физиологических изменений в организме детей, на что следует обращать серьезное внимание. Безусловно, все эти аспекты привлекают педагогов и психологов к изучению данной проблемы, тем более, что изучена она недостаточно полно.

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период, и не только для ребёнка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», то многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев,  сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы); новые дети в классе (или ребенок сам в новом классе); новый классный руководитель; в средней школе мы снова – самые маленькие, а в начальной были уже большими; проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются – возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; возросший объём работы как на уроке, так и дома; новые, непривычные требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Серьёзной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя и его компетентность в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к  своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей. Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей в первые месяцы обучения, как в начальной, так и средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.

 

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребёнка. Однако, если лёгкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребёнка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать чёткие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников. Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала, а именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.