Пункт коррекционно-педагогической помощи

Презентация "Коррекционно-развивающая средаПКПП"

 

 

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Логопед — специалист, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых.

Правда или миф? Миф № 1 Логопед занимается только коррекцией звукопроизношения, то есть «ставит звуки». В действительности, в задачи работы логопеда входят: совершенствование слоговой структуры слова, формирование навыков звукового анализа и синтеза, расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. Миф № 2 Логопед и логопед-дефектолог – это разные специалисты. Дефектология как наука подразделяется на логопедию, олигофренопедагогику, тифлопедагогику и сурдопедагогику. Из этого следует вывод: Любой логопед является дефектологом, но не каждый дефектолог является логопедом. Миф № 3 Логопед занимается только речью. Не совсем верное утверждение , так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа логопеда связана с развитием у детей и психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой моторики). Для оказания квалифицированной помощи детям, учитель-логопед должен обладать основами медицинских знаний (невропатология, анатомия и физиология органов речи, слуха и зрения), без которых невозможно верно определить речевое нарушение у ребенка, а тем более заниматься его коррекцией.

Чем занимается логопед?

Учитель-логопед занимается коррекцией следующих речевых нарушений:

  1. нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия, ринолалия);
  2. нарушения ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание);
  3. нарушения голоса (дисфония, афония);
  4. недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия);
  5. нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия).

Перечисленные выше нарушения речи объединяются в группы:

  1. фонетическое недоразвитие речи – нарушение произношения звуков (ФНР);
  2. фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение звукопроизношения в сочетании с недоразвитием фонематического слуха (умения различать звуки);
  3. общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи, т.е. всех структур языковой системы.

Важно! Уважаемые родители, помните, что успех исправления нарушений речи во многом зависит от сроков начала коррекционной работы. Чем раньше будет выявлена проблема в речевом развитии ребёнка, тем эффективнее будет помощь специалиста. Результат коррекции нарушений речи напрямую связан с тем, насколько регулярно умения, полученные ребёнком на занятиях с учителем-логопедом, закрепляются дома с родителями в ходе игр и общения.

Когда стоит привести ребенка на приём к логопеду?

Итак, Вам необходимо обратиться за помощью к профессиональному логопеду если:

  • в 2 - 3 месяца у ребенка не наблюдается гуление;
  • в 6-7 месяцев отсутствует лепет;
  • в 1 год малыш не пытается произносить слова;
  • в 2 года отсутствуют слова и фразы в речи вашего малыша;
  • в 3 года консультация логопеда рекомендована всем без исключения детям, вне зависимости от того, есть у него дефекты речи или нет;
  • в 5 лет ребёнок испытывает трудности в построении фраз и предложений, в пересказе небольших сказок, рассказов, придумывании своих историй.

Предлагаем Вашему вниманию тест, благодаря которому можно самостоятельно определить, нужно ли обращаться к логопеду. Прочтите данные утверждения. Поставьте напротив утверждения, с которым Вы согласны его порядковый номер, если Вы не согласны с утверждением, поставьте 0.

  1. У членов нашей семьи есть недостатки произношения.
  2. Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года.
  3. Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.)
  4. Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке.
  5. Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем, о чём он говорит.
  6. Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать.
  7. Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо).
  8. У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова (при ответе на этот вопрос учитывайте возраст ребёнка, например, к 2 годам произношение "маина" (машина), "апипед" (велосипед) считается нормой).
  9. Малышу с трудом удаётся заучивать стихи.
  10. Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.
  11. Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы.
  12. Наш ребёнок уже старше 3 лет, но он допускает грамматические ошибки (Например: «длинные ухи», «много стулов», «моя яблоко»).
  13. Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки (данный пункт зависит от возраста ребенка, есть возрастные нормы неправильного произношения).
  14. Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать! (с 2,5 лет)
  15. Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш малыш (речь смазана, невнятна, непонятна).
  16. Наш ребёнок заикается.
  17. Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль.

Общее количество баллов. Если Вы набрали: от 0 до 4 баллов – у Вас нет причин для беспокойства; от 5 до 9 баллов – рекомендуем проконсультироваться у логопеда; от 10 баллов и больше – необходимо обратиться за помощью к логопеду.

 

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,

выполняя советы учителя-дефектолога, Вы поможете своему ребенку преодолеть речевое нарушение и создадите благоприятную почву для коррекционной работы.

Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.

Направления работы ПКПП:
-коррекция звукопроизношения;
-формирование лексико-грамматических представлений;
-развитие связной речи;
-развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

    Достижению поставленных задач способствуют игровые формы работы, подбор доступного занимательного материала, использование элементов современных технологий. Все это позволяет детям с особенностями психофизического развития успешно овладевать учебными программами, чувствовать себя комфортно в школе.

         Зачисление в ПКПП  осуществляется приказом директора учреждения образования на основании следующих документов:
- заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- заявление законного представителя учащегося.

     Отчисление из ПКПП  осуществляется приказом директора учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:
-исправление нарушений физического и (или) психического развития;
-смена места жительства;
-перевод в иное учреждение образование;

      Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой учащихся. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы 2-4 человека.

      Обследование и распределение по группам проводится  учителем-дефектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.

      Объём коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий для каждого ребенка  учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся.

      Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

  Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований  санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается директором учреждения образования.  Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Продолжительность занятий:
групповых – 30-45 минут;
подгрупповых – 25-35 минут;
индивидуальных – 15 – 40 минут.

       Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2- 3 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции.

       Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений, в частности, исправление нарушений устной и письменной речи.

     

 

 

 

 

Логопедический словарь для родителей

 Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

 Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

 Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

 Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

 Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

 Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

 Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

 Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

 Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.