Для учащихся

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

 

  1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:
  • отождествление любимого учебного предмета с будущей профессией;
  • неумение определить наилучший путь получения профессии;
  • выбор профессии в последний момент, «на авось» или по принципам «куда ЦТ приведет»;
  • выбор профессии за компанию, по популярности среди сверстников («все пошли и я пошел»);
  • выбор конкретного учебного заведения, а не специальности;
  • определение будущей профессии родителями без участия подростка;
  • ориентация сразу на профессии, требующие высокой квалификации;
  • перенос положительного или негативного отношения к конкретному человеку на саму профессию.

 

  1. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:
  • незнание, переоценка или недооценка своих психологических особенностей;
  • незнание, переоценка или недооценка своих физических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

 

  1. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:
  • увлечение только внешней стороной профессии (зарплата, престиж, популярность, востребованность);
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере деятельности и условиях труда конкретной профессии;
  • предубеждения в отношении престижности профессии.

 


Выбор профессии – сложная и ответственная задача в жизни каждого. Помни! Здесь нет места спешке или воле случая. От того, насколько осознанно ты сделаешь этот выбор сегодня, будет зависеть твоя степень удовлетворенности собственной жизнью в будущем.

 

По результатам исследований, человек непрерывно проводит

на своем рабочем месте более 10 лет

 

 7 ШАГОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

  1. Будь внимательнее к себе! Проанализируй сферу своих интересов и увлечений (чем тебе нравится заниматься на уровне хобби, а с чем можно было бы надолго связать свою жизнь).
  2. Какими личностными качествами (внимательность, инициативность, ответственность....) и физическими возможностями (выносливость, утомляемость и т.д.) ты обладаешь?  Постарайся изучить свои сильные и слабые стороны.
  3. Оцени собственные способности (учебные, математические, технические, музыкальные, литературные, физические – что у тебя лучше всего получается, а что дается с трудом).
  4. Ознакомься с профессиями, в которых ты бы мог реализовать собственные интересы и способности, которые соответствуют им. Составь список.
  5. Познакомься и побеседуй с представителями этих профессий, постарайся побывать на рабочем месте каждого специалиста, изучить характер и условия труда. Попробуй под контролем специалистов выполнить профессиональное задание!
  6. Ознакомься со всеми учебными заведениями, в которых обучают студентов по данной специальности.
  7. Еще раз сопоставь свои личные качества и возможности с характером выбранной профессии.

ПРИНЯВ РЕШЕНИЕ, НЕ ОТСТУПАЙ ПЕРЕД ТРУДНОСТЯМИ.

БУДЬ НАСТОЙЧИВ В ДОСТИЖЕНИИ НАМЕЧЕННЫХ ЦЕЛЕЙ!

 


 

 

 

 

 

ТИПЫ ПРОФЕССИЙ

(ПО Е.А.КЛИМОВУ)

 

ТИП

ВЕДУЩИЙ ПРЕДМЕТ ТРУДА

ПРИМЕРЫ ПРОФЕССИЙ

Человек – техника

Технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия

Инженер, радиомеханик, оператор станков, слесарь, технолог, водитель транспорта, крановщик, киномеханик, токарь, фрезеровщик, наладчик станков и линий, сборщик часов, оптик и др.

Человек – человек

Люди, группы, коллективы

Учитель, врач, медсестра, воспитатель дошкольных учреждений, продавец, психолог, профконсультант, социальный педагог, юрист, специалист по рекламе, менеджер, библиотекарь и др.

Человек – знаковая

система

Условные знаки, коды, формулы

Телеграфист, чертежник, бухгалтер, статистик, переводчик, редактор, экономист, архивист, программист и др.

Человек –

художественный образ

Художественные образы, их части, элементы, свойства

Фотограф, кондитер, парикмахер, музыкант, актер, писатель, композитор, художник-оформитель, столяр по производству художественной мебели, вышивальщица, архитектор, дизайнер, искусствовед, маляр, мо­дельер, скульптор, портной, закройщик, швея, стеклодув, витражист, ювелир, печник, режиссер и др.

Человек – природа

Живые организмы, биологические, микробиологические процессы, животные, лес­ное хозяйство

Инженер-океанолог, садовник, агроном, лесовод, зооинженер, лаборант-микробиолог, радиоэколог, медик-эколог, озеленитель-овощевод, биолог, биоэколог, семеновод, животновод, ветеринар, оператор машинного доения, цветовод, мастер-садовод, мелиоратор и др.

 

 

 

 


ФОРМУЛА ОПТИМАЛЬНОГО

ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

 

ХОЧУ – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ – возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

 

НАДО – востребованность профессии в обществе, осознание необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.


СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР - ЗНАЧИТ НАЙТИ ПРОФЕССИЮ, КОТОРАЯ:

 

 

 

ИНТЕРЕСНА И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА

 

Связана с той деятельностью, которую ты выполняешь с интересом, желанием, удовольствием – по собственной инициативе

 (как в школе, так и во внеурочное время).

Если выбранное дело будет нравиться, то ты охотнее будешь продвигаться по карьерной лестнице, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом и, в конечном счете, больше зарабатывать

 

ИМЕЕТ СПРОС НА РЫНКЕ ТРУДА

 

 

Занимает достойное место среди актуальных, перспективных специальностей, которые в данный момент пользуются спросом на рынке труда или имеют тенденцию к этому. Возможно,  это новая специальность. Обязательно оцени вероятность трудоустройства по этой профессии, сразу после окончания учреждения образования

 

 

ДОСТУПНА И ПОСИЛЬНА

 

Соответствует твоим возможностям: способностям, состоянию здоровья, уровню знаний и умений.

Например, какое-то дело получается у тебя лучше остальных и ты можешь заниматься им без устали. В то же время, при выполнении другого дела, ты, напротив, быстро начинаешь нервничать, злиться и ничего не выходит

 


 

Что может повлиять на выбор


НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

 

Возможно, ты уже определился, кем хочешь стать? Здорово! Но учебных заведений, которые принимают абитуриенотов по выбранной специальности – так много! Которому из них ты доверишь свое обучение?

 

Сделать правильный выбор помогут ответы на следующие вопросы:

 

  • Адрес учебного заведения, его полное название?
  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончанию учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников? Есть ли выпускники, добившиеся успеха?
  • Уровень квалификации педагогических работников?
  • Материально-техническое оснащение учреждения (кабинеты, библиотека, столовая, предоставляется ли общежитие и т.д.)?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, льготы)?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать? Размер оплаты?