Развитие в переходном возрасте

«Развитие мальчиков и девочек в переходном возрасте»

(Подростковый, отроческий возраст  10-11-14-15 лет)

 Социальная ситуация развития: 

  • Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензитивность) для проявления индивидуальности. 
  • Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. 

Ведущая деятельность - интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин.). Общение в общественно-полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) 

Общение: 

  • Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. 
  • Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости   и потребность в защите и поддержке. 

Психологические новообразования: 

  • Чувство взрослости — новый уровень самосознания. 
  • Стремление к самоутверждению. 
  • Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей. 
  • «Я-концепция». 
  • Формально-логическое (рассуждающее) мышление. 
  • Рефлексия. 

Ключевые понятия: 

  • «гормональная буря», пубертатный период, половое созревание,  • идентичность,  
  • акцентуации характера (личностных особенностей),  
  • референтная группа, лидерство, кодекс товарищества,  
  • «личный миф», 
  • «воображаемая аудитория»,  • подростковый эгоцентризм,  
  • стратегии преодоления трудностей,  
  • конфликты, 
  • стержневые интересы. 

Кризис перехода к юности (15-18 лет) – становление человека как субъекта собственного развития. 

Гендерные различия: 

  • Анатомо-физиологические особенности: бурный физический рост организма (изменение роста, веса, пропорций тела); появляются вторичные половые признаки (у мальчиков меняется голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице); могут возникать трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, что вызывает быструю смену физического состояния и соответственно настроения. 
  • Когнитивные особенности: подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере. 
  • В рассуждениях, вычислительных способностях, математических достижениях при прямом определении математических способностей по специальным тестам мальчики превосходят девочек, начиная с 12 лет и вплоть до 21 года. 
  • «Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определенны и дефференцированны, и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи. У девочек же художественно-гуманитарные интересы превалируют над естественнонаучными. Что же касается мечтательности, то она связана не только с интеллектуальными, сколько с характерологическими особенностями» (И.С. Кон).
  • В этом возрасте появляется немалое число безразличных, скучающих юношей и девушек, которым учеба кажется совершенно неинтересной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью. Подобное явление отчасти может быть объяснено рутинностью и монотонностью учебного процесса в школе, не дающего простора индивидуальным способностям и инициативе учащихся. Кроме того, вероятно, некоторым ребятам не под силу сложная учебная программа, они не хотят учиться, а лишь формально «отсиживают» уроки. 
  • При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка (Якобсон П. М.). 
  • С вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям. Такие переживания подросток  всячески старается скрыть от значимых взрослых и попытка жесткого контроля или насмешки в данном направлении глубоко ранят ребенка. Формирующаяся сексуально-эротическая сфера у подростка – это еще один фактор, усиливающий критическое отношение по отношению к самому себе и снижению самооценки. 
  • Резкие перепады настроения и эмоций. Эмоции меняются от безудержного веселья до выраженного уныния. Противоположные эмоции сменяют друг друга безо всякой видимой причины. «Чувствительность подростков к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у них с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием» (подростковый психиатр А.Е. Личко). Подросток уже не может относить себя к миру детства и, в то же время, еще не относится к взрослым. Подросток, находясь между этими двумя мирами, выражает свои эмоции в одних и тех же ситуациях совершенно по-разному. 
  • Склонность к снижению настроения и депрессиям. Повышенная самоуверенность и недооценка собственных сил часто ведет к тому, что подросток терпит фиаско или выполняет взятое на себя обязательство хуже, чем он себе представлял. Такие ситуации больно бьют по самолюбию подростка. В случае, когда в подобных ситуациях подросток не получает поддержки от значимых взрослых, выслушивает многочисленные критические замечания  либо получает  реакцию «ну что? а ведь тебя предупреждали!», происходит еще большее осознание своей неполноценности, которая переживается крайне тяжело. В таких случаях нередки случаи развития подростковой депрессии. 
  • Критика к окружающим и к себе. Поскольку в данный возрастной период внешность подростка очень быстро меняется по мере полового созревания и быстрого роста, дети (особенно девочки) становятся угловатыми, на коже появляются подростковые прыщи, происходит ломка голоса у мальчиков. Изменение своей внешности подростки воспринимают весьма болезненно. Поэтому любое критическое замечание, насмешки в адрес неловкого поведения, сорвавшегося в неподходящий момент голоса или внешнего вида, накладываясь на заниженную самооценку и подростковую ранимость, могут вызвать бурную эмоциональную реакцию.   

Особенности  развития старшего подросткового возраста. Юность

(Ранняя  – 15-17 лет. Поздняя – 17-21 год).

Социальная ситуация развития   

  • Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития Ведущая деятельность  
  • Учебно - профессиональная деятельность.  
  • Профессиональное самоопределение 

Общение  

  • Потребность в неформальном,  доверительном общении со старшими. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. 

Любовь. 

Психологические новообразования: 

  • Потребность в самоопределении. 
  • Готовность   к личностному и профессиональному самоопределению. 
  • Жизненные планы. 
  • Устойчивое самосознание. 
  • Идентичность. 
  • Ценностные ориентации. 
  • Мировоззрение. 
  • Внутренняя позиция мужчины или женщины Ключевые понятия: 
  • взрослость, жизненные задачи,    
  • социальные роли, модель типичного жизненного пути, ролевое смешение, диффузия идентичности,  
  • психосоциальный мораторий,  
  • абстрактное мышление, 
  • философская рефлексия,  
  • осознание собственной уникальности,  
  • смысл жизни,  
  • юношеский максимализм. 

Кризис перехода к взрослости (18-20 лет) - «отрыв от родительских корней». 

Гендерные различия: 

  • При переходе от младшего подросткового возраста к юношеству уменьшается эмоциональная напряженность. Появляется потребность выделиться среди сверстников - внешностью, манерами поведения, своими знаниями, умениями, хобби. Вместе с тем появляется серьезный интерес к собственной личности во всех ее проявлениях, появляются рассуждения на темы смысла жизни и устройства своего будущего. Подросток старшего возраста уже может больше контролировать свои эмоции и поведение. 
  • Юноши отличаются повышенной вспыльчивостью. 
  • Интенсивность эмоций  и повышенная чувствительность к событиям. Юношество характеризуют повышенная чувствительность к происходящим событиям, яркие, пылкие эмоции, склонность обобщать переживаемые события: «если плохо в данный момент, то все плохо вообще», «если хорошо сейчас, то мир прекрасен всегда и во всем» и т.п. Подростку старшего возраста свойственно часто ощущать чувство одиночества только потому, что в какой-то момент он был обойден вниманием, или у него появилось ощущение, что его отвергли или не поддержали. Глубокие переживания, которые испытывает подросток в этот период, формирует эмоциональность, с которой он пойдет по жизни в дальнейшем. 
  • Дружба и любовь в юношеском возрасте. Дружба в юношестве приобретает глубокий смысл. Дружба со сверстниками одного пола способствует обмену информации об отношении к различным явлениям и способствует пониманию сложных личностных чувств. Например, подростки одного пола в дружбе могут доверительно рассказывать друг другу об испытываемых чувствах к представителям противоположного пола. В это же время формируется развитие половой идентичности и чувство принадлежности к мужскому или женскому полу под влиянием биологических, социальных и культуральных факторов. В этом возрасте подросткам характерно идеализировать своих друзей, «придумывая и приписывая» им качества, которые бы они хотели в своих друзьях видеть. 
  • Юношеская любовь отличается яркими эмоциями, появлением символов взрослости – в отношениях появляются ухаживания, обмен знаками внимания,  романтические отношения.  У юношей влюбленность и сексуальное влечение не всегда проявляются по отношению к одному и тому же объекту. Юношеская влюбленность  характеризуется больше трепетным, бережным отношением, собственные фантазии по отношению к объекту влюбленности не всегда реализуются. Потеря друга или возлюбленного (возлюбленной) переживается как трагедия и оставляет глубокий след и воспоминания в душе формирующейся личности. Тем не менее, взлеты и падения необходимы в жизни каждого подростка для формирования личного опыта и дальнейшей устойчивости к жизненным потрясениям. 
  • Юноши больше философствуют и отдают предпочтение логике. Девушкам больше нравится психология, литература, изучение тем, выходящих на личность, на семью, бытовые ситуации. 
  • Девушки более устойчивы в своей «женской роли». Юноши лучше реагируют на изменение окружающей среды благодаря активности    и практическим действиям.