Рекомендации психолога

Физические и психологические особенности детей 6-7 лет

 

Здоровье детей этого возраста при оптимально благоприятном образе жизни становиться более крепким, организм легче справляется со сменами климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (лёгкие сквозняки, прохладный воздух, вода и т.д.).

В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармоничности физического развития и здоровьем, трудоспособностью и функциональным состоянием организма. У детей, имеющих отклонения в физическом развитии более высокая заболеваемость, они, как правило, более неорганизованны, внимание у них неустойчиво и непродолжительно, для них характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем за недисциплинированность.

Возрастает физическая и умственная работоспособность детского организма. Происходят изменения в органах внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связывается характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.

В этот период происходят и глубокие психические изменения. Связаны они не только с якобы функциональной перестройкой организма, но и его взрослением.

Шестилетний возраст – это период, когда формируется психологическая готовность к обучению в школе.

Большое место в жизни детей занимают игры с правилами (подвижные, дидактические, игры-драматизации). Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы дети часто включаются в экспериментирование и опытничество.

Важную роль в психическом развитии ваших детей играет общение и прежде всего с взрослыми. Всё большее место и значение приобретает структура самопознания. Развивается осознание своего социального «Я». Ребёнок становиться более чувствительным к системе межличностных отношений, возникающих как в семье, так и в детском саду, всё чаще и всевозрастающим интересом сравнивает себя со сверстниками: он уже может деференцировать личностные качества других и самого себя, и дать им оценку.

Развивается волевая структура-сфера. Формируются основные элементы волевого действия: ребёнок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилие для преодоления трудностей.

К шести годам формируется:

  • более высокая познавательная деятельность;
  • усвоена система общественных выработанных сенсорных эталонов;
  • доступно внимание общих связей, принципов, закономерностей, лежащих в основе научных знаний (знание взаимодействия организма и среды), зависимости между формой предмета и его функцией, потребностями и поведением;
  • ребёнок обладает большим объёмом как стабильных знаний об окружающем мире и о себе, так и знаниями гипопатическими, проявляющимися в догадках, предположениях, вопросах;
  • достижение высокого уровня общения;
  • достижение высокого уровня образного мышления;
  • усвоение знакомой функции, знаковой функции (знакомых систем – овладение счётными операциями, переход к оперированию числом и знаком и т.п.);
  • овладевает собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память.

Важным новообразованием старшего возраста является и возникновение произвольного внимания существенно влияющего на познавательную, эмоциональную, волевую сферы ребёнка.

Вступив в новую возрастную ступеньку, они утрачивают непосредственность и ситуативность поведения, преобладают способность действовать не ситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией школьника формируется произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

свернуть

 

Памятка для родителей первоклассника

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился   в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

свернуть

Как строить отношения с учителем своего ребёнка

  • Относитесь всегда к учителю уважительно, особенно проявляйте это в присутствии своих детей, не говорите резко об ошибках педагогов, хотя они склонны ошибаться, как и все люди. Не сравнивайте предыдущего учителя с настоящим.
  • Цените желание учителя сообщить Вам что-то новое и важное о ребенке.
  • Не забывайте, что до 95% педагогов — женщины, а они требуют деликатности, сдержанности и внимания.
  • Постарайтесь увидеть в учителе своего союзника, понять его озабоченность делами Вашего ребенка, разделяйте степень высокой ответственности, которую он несет на себе.
  • Терпеливо выслушивайте педагога, не стесняйтесь и не бойтесь задавать любые вопросы, чтобы исключить недомолвки и неясности. Чем больше Вы будете знать, тем легче будет общаться.
  • Не сердитесь, если в речи педагога уловите поучительный тон: это профессиональная привычка многих людей, работающих с детьми.
  • Не избегайте общения с педагогом, даже если он Вам не очень нравится, чаще пользуйтесь телефоном, проявляйте инициативу в установлении контакта.
  • Конструктивно принимайте критику в свой адрес: в ней всегда есть моменты, которые обязательно нужно принять к сведению. Если содержание критических замечаний остается прежним, задумайтесь, почему нет изменений.
  • Не давайте воли эмоциям: когда чувствуете, что их трудно контролировать, представьте себя на месте учителя.

Если у Вас возникают трудности в воспитании ребенка, скажите об этом педагогу: вместе будет легче.

свернуть

 

Легко ли быть младшим школьником

Одно из самых ярких воспоминаний в нашей жизни – это первая школьная линейка, когда 1 сентября мы нарядные и красивые с огромными букетами шли в первый в своей жизни класс к первой в своей жизни учительнице. И следующее яркое воспоминание из школьной жизни – выпускной вечер. Вся остальная школьная жизнь, а особенно первые четыре года обучения, вспоминаются, чаще всего, с большим трудом. Именно поэтому многие родители, отдав ребёнка в 1 класс, после первого сентября испытывают шок: «Как?! И в первом классе нужно учиться?!» Да! Это уже не детский сад, а самая настоящая школа. Несмотря на то, что многие первые классы расположены на базе дошкольных учреждений, распорядок дня и требования, предъявляемые к детям, значительно отличаются от тех, что были в детсадовской жизни. Учитель предъявляет свои требования: нужно учиться сидеть 35 минут на уроке, нужно учиться писать, считать, читать, рисовать, учиться запоминать. Все эти умения очень понадобятся потом, во втором классе, в третьем. В первом классе создается база для успешного обучения, тот фундамент, на котором в последующем будет выстраиваться Дом Знаний. Будет ли это грамотно построенное здание, отвечающее всем требованиям современной жизни, или избушка на курьих ножках – во многом зависит от результатов первых лет обучения. То, что было упущено в первом классе, может вызывать трудности в старшей школе. Поэтому – Родители! Обратите внимание! – не стоит недооценивать значение первых четырёх лет обучения в школе. Особое внимание следует уделить первому году обучения и максимально поддержать ребенка в его новой жизни. Ведь ребенок в свои 6 лет испытывает двойной стресс, который немногие испытают во взрослой жизни.

Первый стресс – это физиологические изменения в организме, ростовой скачок, рост костей и суставов и т.д.

Второй колоссальный стрессовый фактор – переход из детского сада в школу. А это и смена коллектива и окружающей обстановки, увеличение физической и психологической нагрузки, изменение привычного режима, знакомство с учителем, который предъявляет свои требования, отличающиеся от требований воспитателя в детском саду и многое другое.

Поэтому к младшим школьникам нужно относиться с огромной любовью и заботой, максимально их поддерживать, уважать и предъявлять разумные требования, создать ситуацию успеха. Только тогда в вашей семье вырастет здоровый и развитый ребенок.

 

Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
  • Резать ножницами.
  • Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
  • Делать пальчиковую гимнастику.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

Портрет идеального первоклассника (по рекомендациям психолога)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

  • Знает буквы.
  • Различает звуки на слух.
  • Большой запас слов.
  • Считает в пределах 10.
  • Имеет элементарный запас знаний по математике.
  • С хорошо подготовленной к письму рукой.
  • Умеет правильно держать ручку, карандаш.
  • Обладает навыком рисования карандашом.
  • Умеет обращаться со школьными принадлежностями.
  • Умеет приготовиться к уроку.
  • Обладает элементарными навыками самообслуживания (умеет самостоятельно переодеться, знает, где его вещи).
  • Аккуратен в одежде.
  • Воспитанный.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

  • Устойчивое внимание.
  • Умеющий думать.
  • Умеющий делать выводы.
  • Умеющий фантазировать.
  • Наблюдательный.
  • Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли.
  • Умеет ориентироваться на пространстве листа бумаги.

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

  • Настроен на обучение.
  • Готов к серьезной работе.
  • Учится с интересом.
  • Хочет узнавать новое.
  • Любит думать.
  • Аккуратный, бережно обращается со школьными принадлежностями.
  • Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

  • Способен управлять своим поведением.
  • Собранный.
  • Сосредоточен на выполнении задания не очень интересного, но очень нужного.
  • Умеет выдерживать напряжение в работе.
  • Способен сделать усилие воли.
  • Способен поставить «надо» выше желания «хочу».
  • Способен слушать и выполнять требования учителя.
  • Исполнительный.
  • Усидчивый.
  • Умеющий настроиться на работу, когда это необходимо.

КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ

  • Не боится вступать в новый коллектив.
  • Не боится обращаться с вопросами к учителю.
  • Понимает мимику учителя.
  • Умеет слышать интонацию голоса учителя.
  • Дорожит отношением к нему учителя.
  • С чувством дистанции к взрослым.
  • Ответственный за свои поступки.
  • Соблюдающий необходимые нормы приличия.
  • Умеет говорить свободно, не стесняясь.
  • Общительный.
  • Скромный в общении.
  • Эмоционально отзывчивый.
  • Уважающий себя.
  • Уважающий товарищей.
  • Уважающий родителей.
  • Добрый.
  • Отзывчивый к просьбам товарищей.

свернуть

 

 

Тесты и упражнения для будущих первоклассников

Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники» Если ребенок переспрашивает, ответить – пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

 

Упражнение на развитие наблюдательности

Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы – часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

 

Игра на развитие памяти

В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

 

Игра для тренировки мышления и сообразительности «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру – найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как его можно использовать – писать, рисовать, использовать как палочку, указку, удочку и т.д.

 

Тест «Нелепицы» – для оценки образно-логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.