САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Давайте начнем с того, что мы понимаем под словом «самооценка». Это значимость, которой человек наделяет сам себя, свои способности, отдельные стороны своей личности. Оказывается, что дети с позитивной самооценкой лучше сопротивляются давлению сверстников и в целом в жизни бывают более независимыми. Самооценка – это фундамент успешности. Самооценка помогает справляться с неудачами и пробовать новое. Позитивность и устойчивость – две главные характеристики самооценки.
Позитивная самооценка. Ребенку важно чувствовать себя хорошим. И чтобы детей стимулировать, не нужно обращать внимание на их недостатки: «Надо постараться», «Надо сделать лучше» и т. д. Если мы правда хотим, чтобы дети старались и верили в себя, важно чтобы самооценка была позитивной. Чтобы ребенок сам верил в то, что он справляется и у него получается.
Устойчивая самооценка. Ребенку важно чувствовать себя хорошим вне зависимости от того, насколько ему удается или не удается какая-либо конкретная деятельность. «У меня сегодня получилось – я хороший. Завтра нет – я все равно хороший. Я верю в себя».
Неустойчивая самооценка делает ребенка зависимым от успеха его конкретной деятельности. Сегодня проиграл – плохой, завтра выиграл – хороший.
Что влияет на самооценку ребенка в школе?
- Очень важно, что мы говорим ребенку про него самого и его успехи. Дети наблюдают за тем, что происходит вокруг них, внимательно слушают, что говорят взрослые, и приходят к некоторым умозаключениям, но выводы, которые они делают про самих себя, иногда совершенно непредсказуемые. Разные дети в аналогичных ситуациях делают разные выводы. Для них эти выводы становятся абсолютной реальностью: «Я правда ленивый, слабый, математика мне не дается, я никогда не смогу с этим справиться и т.д.». Важный источник этих выводов – то, что мы ребенку про него говорим. Если мы хотим, чтобы у ребенка формировалась позитивная устойчивая самооценка, важно подумать, а какие выводы про себя делают наши дети, когда они слушают все то, что мы говорим и делаем?
- Как мы реагируем на его ошибки и неудачи. Эта та почва, из которой произрастает самооценка. Здесь есть и другая крайность – когда мы кидаемся помогать ребенку по любому случаю, мы делаем его слабым и беззащитным, самооценка падает и в результате все равно становится негативной. Давайте рассмотрим, какая реакция на ошибки мешает формированию самооценки: – «Хорошо только то, что идеально». Не надо ориентироваться на то, что хороший результат – это идеальный результат. Обращайте внимание на динамику: «Раньше у тебя было 8 ошибок в диктанте, а теперь только 2». Это поможет ребенку увидеть, что у него хорошо получается. – «Ошибка – это проблема». Важно чувствовать, что ошибаться – нормально. Мы подчеркиваем, что ошибки естественны, когда человек учится. Он не захочет учиться, если каждую ошибку воспринимать как катастрофу. Важно ориентировать на то, что мы будем делать дальше. – «Почему ты это сделал?» Когда мы спрашиваем «почему» – мы не учим извлекать урок, мы учим оправдываться. Ребенок написал контрольную на «2». Мы спрашиваем: «Почему ты написал ее на «2», ты же готовился?!» Мы правда думаем, что есть ответ? Гораздо разумнее спросить: «Как ты думаешь, что теперь делать?», либо «Как тебе лучше поступить, раз это уже произошло?». Этот ответ транслирует позицию, что на ошибках можно учиться самостоятельно.
- Как мы его хвалим. Похвала бывает оценочная, а бывает описательная. В первом случае родитель оценивает то, что сделал ребенок: «Молодец!». Акцент на личности – мы не оцениваем действие. Когда такой оценочной похвалы очень много – самооценка будет высокая, но при этом крайне неустойчивая. Потому что ребенок все время будет ждать похвалу как подпитку. Часто родители говорят – «Почему он такой неуверенный в себе? Мы же его все время хвалим». А потому, что много оценочной похвалы. Альтернатива этому – описательная похвала. Когда мы описываем то, что видим – усилия ребенка, которые он к приложил. Акцент делаем на действии и результатах. Например, ребенок приносит вам рисунок. Первой реакцией, конечно, будет погладить по головке и сказать: «Молодец». Попробуйте просто описать, что вы видите на этом рисунке. Первое время дети могут быть несколько растерянны – поскольку им не хватает очевидного вывода, молодцы ли они. Но если мы не торопимся и используем описательную похвалу, то через некоторое время у ребенка появляется очень важный навык – вывод о том, что он молодец, он учится делать сам. Ему в будущем не нужен будет взрослый для оценки себя. Когда мы комментируем то, что делает ребенок с акцентом на том, что у него получается – перехвалить невозможно.
Давайте не будем ждать, что ребенок сделает что-то потрясающее (станет чемпионом по плаванию, победит в олимпиаде), чтобы его похвалить. Давайте вспомним, что для того, чтобы чувствовать, что он справляется, ему вовсе не обязательно говорить, что он молодец. Достаточно говорить, что у него получилось. И спросить: «Как ты думаешь, что нужно сделать в следующий раз?».