ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Внедрение модели системного использования облачных сервисов и мобильных технологий при организации образовательного процесса на первой ступени общего среднего образования»
Актуальность
Современный ребенок существует в мире электронной культуры, которая накладывает отпечаток на развитие его личности. В настоящий момент школе приходится конкурировать с развлекательным телевидением, не всегда познавательным Интернетом в борьбе за внимание учащихся. Учителю необходимо направить это внимание в полезное русло – подготовить детей к жизни в быстро изменяющемся обществе. Следовательно, средства обучения должны соответствовать настоящему времени. В условиях, когда учитель и ученик значительную часть знаний получают из окружающей информационной среды, использование информационных технологий в образовательном процессе, уже в начальной школе, стало не данью моде, а необходимостью. Как следствие, изменяется и роль учителя в информационной культуре – он становится координатором информационного потока.
Наше учреждение образования постоянно совершенствует формы и методы работы с детьми с учетом изменившихся условий, вариантов образовательных программ и социального заказа. Мультимедиасистемы и проекционное оборудование помогает разнообразить подачу учебного материала, обеспечить его более высокое качество, интенсифицируя процесс обучения. Педагогами наработан опыт использования интерактивной доски, который убедил нас в том, что этот электронный образовательный ресурс позволяет создать устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым развивая образное мышление учащихся.
Информационные технологии постоянно изменяются и развиваются. Сегодня в сфере образования Интернет зарекомендовал себя мощным средством для создания ситуации успеха всех участников образовательного процесса. И особое место здесь принадлежит облачным сервисам и мобильным технологиям.
Сервисы Веб 2.0 – современные средства Интернета, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия, которые включают: персональные действия участников, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение медиа файлов; коммуникации участников между собой; сетевое взаимодействие для создания тематического контента.
Работа с сервисами сети Интернет в образовательной среде требует дополнительной подготовки преподавателей. При этом особое значение имеет не столько знакомство с сервисами Веб 2.0, сколько изучение их методического потенциала, эффективности применения в учебном процессе. Это особенно важно в условиях, когда на смену системе образования, ориентированной в основном на передачу знаний, приходит личностно-ориентированная система, основанная на деятельностном подходе, критическом мышлении и современных педагогических информационных технологиях. Цель проекта – реализация идеи системного внедрения информационных технологий, использования облачных сервисов и мобильных технологий, организации непрерывной педагогической коммуникации, обмена опытом и практического взаимодействия на основе современных информационных технологий.
Задачи проекта:
- переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе на первой ступени обучения, освоение облачных сервисов и мобильных технологий и выработка единых подходов к оценке эффективности их использования;
- развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса до уровня, соответствующего современным информационным технологиям;
- совершенствование информационно-образовательной среды на первой ступени обучения за счет создания банка методических электронных ресурсов, компьютеризации процессов контроля и коррекции результатов учебной деятельности;
- вовлечение в процесс эффективного внедрения облачных сервисов и мобильных технологий и в педагогическую коммуникацию всех заинтересованных и творчески работающих педагогов.
Основная идея педагогического проекта
Основная идея педагогического проекта - повышение качества образования учащихся первой ступени обучения путём внедрения модели системного использования облачных сервисов и мобильных технологий при организации образовательного процесса.
Предпосылки для реализации проекта
Теоретические основы проекта изложены в прилагаемом списке литературы.
В школе есть все необходимые условия для внедрения данной инновации. Педагоги готовы внедрять в практику работы педагогические проекты. Накоплен определённый опыт проектной деятельности.
Многие учителя уже владеют методикой использования обучающих компьютерных программ, электронных средств обучения в учебном процессе, знакомятся с передовым опытом работы учреждений республики в этом направлении. Педагоги имеют сертификаты пользователей информационных технологий.
Школа имеет достаточную материально-техническую базу для реализации педагогического проекта: 2 компьютерные класса, 4 мультимедийных проектора, демонстрационные экраны, персональные компьютеры в учебных кабинетах, 3 интерактивные доски, телевизор, множительная техника, выход в Интернет.
Модель системного использования облачных сервисов и
мобильных технологий
Реализация модели системного использования облачных сервисов и мобильных технологий в образовательном процессе с учащимися первой ступени обучения осуществляется при проведении учебных, факультативных, поддерживающих, стимулирующих, воспитательных занятий. Суть модели – система совместной деятельности педагогов и учащихся посредством использования облачных сервисов и мобильных технологий и организации между ними непрерывной педагогической коммуникации.
Критерии и показатели, согласно которым
определяется эффективность внедряемой модели
Состояние физического, психического здоровья учащихся |
- положительная динамика психического состояния, психологических процессов и уровня комфортности у учащихся |
Обученность учащихся |
- положительная динамика учебных достижений |
Удовлетворённость родителей (законных представителей) учащихся |
- повышение степени участия родителей (законных представителей) учащихся в образовательном процессе, - повышение уровня удовлетворённости условиями обучения, работой педагогов по повышению качества образования |
Личностное развитие учащихся |
- положительная динамика развития общеучебных умений и навыков, познавательной активности, мотивационной и эмоционально-волевой сферы учащихся |
Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса |
- регулярность использования современных технических средств, облачных сервисов и мобильных технологий - наличие знаний и умений для свободного ориентирования в информационном пространстве |
Профессиональная и личностная самореализация педагогов |
- регулярность и системность в использовании облачных сервисов и мобильных технологий в практике работы, - повышение уровня самооценки личной информационной компетентности |
Статус учреждения |
- установление партнёрских отношений, интерактивного сетевого взаимодействия с учреждениями района, области, республики |
Ожидаемый результат реализации проекта
- повышение уровня сформированности умений и навыков информационной культуры участников педагогического проекта;
- более качественное восприятие материала учащимися через изменения в схеме его подачи, создание условий доступности и наглядности его изложения, обеспечение интерактивного диалога на занятиях;
- расширение сферы дистанционного и самостоятельного обучения учащихся, установление партнёрских отношений, интерактивного сетевого взаимодействия участников образовательного процесса;
- повышение профессиональной компетентности учителей в сфере информатизации образования;
- создание банка данных методических разработок уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий, программных средств обучения с использованием облачных сервисов и мобильных технологий, созданных участниками педагогического проекта;
- разработка методических рекомендаций по эффективному использованию информационных технологий, облачных сервисов в образовательном процессе, предотвращению возможных рисков для здоровья учащихся при работе с ИТ;
- обобщение и тиражирование педагогического опыта, эффективных механизмов повышения качества образования посредством внедрения модели системного использования информационных технологий, облачных сервисов и мобильных технологий.
Этапы и сроки внедрения педагогического проекта
Сроки реализации: 3 года (2019/2020, 2020/2021, 2021/2022 учебные годы).
Этапы реализации:
- Подготовительный: сентябрь 2019 г.- февраль 2020 г.
- Проектировочно-диагностический: март 2020 г. – июнь 2020 г.
- Практический: сентябрь 2020 г. – июнь 2021 г.
- Обобщающий: сентябрь 2021 г. – декабрь 2021 г.
- Внедренческий: январь 2022 г. – май 2022 г.